Мне кажется, что большинство студентов 333-ей группы (1983-1989 гг. учебы) с теплотой вспоминают преподавателя математики Григория Григорьевича Меньшикова. Мы его звали "ГэГээМ", по первым буквам инициалов. Он преподавал у нас почти все мат. дисциплины на протяжении трех лет. Потом он ушел работать в Университет, мы с грустью попрощались с ним, подарили фотографию группы, какой-то подарок. ГГМ читал нам лекции и вел практику. Те, кто общался с ним изредка, возможно, даже его побаивались, но для нас он был, как отец родной - настолько мы привыкли к его манерам и методам преподавания.
Высказывания Г.Г.Меньшикова
Например, он очень легко приучил нас не списывать на самостоятельных работах. У него считалось, что любая работа, адресованная преподавателю студентом - что-то вроде личного письма, а заглядывать в письма как-то неприлично. В работе можно было написать - "вот я хотел сделать так, но забыл, как это делается, потом подумал вот так и т.д.", и он был доволен, что у студента вообще были хоть какие-то мысли. И, действительно, такие фразочки как-то глупо списывать.
Самостоятельные работы мы писали на каждой (!!!) практике. Соответственно, к
концу семестра у него было полное "досье" на каждого студента, состоящее из
безумного количества оценок всех мастей. Поэтому, экзамен был только чисто внешним
атрибутом оценки знаний. Если кто-то начинал получать каждый день двойки, ГГМ
с грустью говорил: "Вы деградируете", а если человек выкарабкивался на хорошие
оценки, то ГГМ весело сообщал: "Вы повышаете свои показатели, дружище!"
Часто его первая фраза совсем не касалась математики. Например, когда у нас одна девочка в группе изменила прическу - сделала химическую завивку - он, оглядев всю группу, заметил неладное и произнес: "Жаль, Петрова, вы потеряли свою индивидуальность". Мог начать занятия словами: "Все смешалось в доме Облонских". И тут же называл фамилию студента, который должен был быстро сказать автора и произведение, откуда взята эта фраза. А уж потом он объяснял, почему он начал с этих слов.
Была у него одна глубокая привязанность - микрокалькулятор Б3-34. Он, похоже, с ним не расставался ни днем, ни ночью. Мы все составляли на нем программки для разных нужд. А почему так хорошо запомнилось название? Потому что до сих пор в ушах стоит торжественный голос: "Вооружимся микрокалькулятором Б3-34!"
Вообще, все, что касалось студентов, занятий, и конечно, самой математики - вызывало в нем такой неподдельный, живой восторг, что невольно своим радостным мироощущением он заражал и нас.
Жаль, что поздно пришло в голову записывать за ГГМ его высказывания, ниже я приведу те фразы, которые сохранились на бумаге. К сожалению, это малая толика из "околоматематического" лексикона нашего любимого преподавателя.
"Каждый из вас помнит, сколько приятных минут в прошлом семестре
вас связывало с интегральным синусом. Чтобы вспомнить эти минуты, составим для
него программу…" (на Б3-34 - прим. авт.)
"Я хочу вылить на вас ушат холодной воды: оказывается, используемый признак останова в нашей программе несостоятелен!"
"Сегодня мы поговорим о близости точки к плоскости. Вообще, понятие "близость" по-разному трактуется в художественной литературе. В математике это означает следующее…"
"Так, пожалуйста, не жестикулируйте! Впрочем, жестами трудно изобразить диаграмму монотонности по X и Y. Возможно, когда-нибудь, возникнут парные танцы - партнерша изображает диаграмму монотонности по X, а партнер - по Y. И математика может стать источником радости!"
"Что думает Варламова? Вам хочется, чтобы ряд сходился, или вы знаете, что он сходится? Так, вам хочется. Ну, что ж, Варламова, Астафьев решил правильно - ряд расходится. Таким образом, ваши иллюзии, Варламова, рухнули, надежды не сбылись".
"Эти ряды сходятся одновременно, но к разным суммам. У Халифа и его визиря была привычка жениться в один и тот же день, но на разных женах".
"Ряд расходится очень-очень медленно. Он делает все, чтобы уклониться от расходимости, и все же расходится".
"Не от хорошей жизни мы раскладываем ряд на вещественные составляющие".
"С положительными рядами легче иметь дело, так же, как разговаривать с положительными людьми".
"Запасемся терпением, и будем подходить к ряду с лаской, как к человеку".
"О вычислении рядов можно говорить без конца, но когда-то надо поставить точку. Сейчас самое время".
"Можно подумать, что функции sec и cosec изучаются в школе для того, чтобы их потом забыть, потому что в высшей математике о них и не вспоминают".
"Все типовые ошибки, о которых я говорил, боюсь повторить - почему-то вы воспринимаете их как руководство к действию".
Выдавая задания на дом: "Благодаря этим заданиям, вы не так остро будете переживать разлуку со мной".
Самостоятельные работы начинались со слов: "Если вопросов нет, то дальнейшая процедура вам известна: берите листы бумаги, вооружайтесь ручками и хорошим настроением!" Или второй вариант: "Итак, раздача слонов и 20 минут, панове!"
Вот и все что у меня есть. Если кто-то помнит еще что-то интересное о Г.Г.Меньшикове - очень здорово было бы почитать.
Вспоминала Ирина Брянцева (Сергеева) - студентка гр.333