1. На 3-м курсе оружие на ВМК нам преподавал кап-3 Бакастов. К нему часто заходил
его дружок - кап-2, фамилии его не помню, но начиналась на К.
Он частенько вызывал Бакастова прямо с занятий минут на 5-10 пропустить
по рюмашке, после этого возвращался вместе с Бакастовым и до конца занятий
травил нам всякие военно-морские байки.
Так вот этот кап-2 пришёл к нам на экзамен и попался ему я. Осведомившись,
не отличник ли, и получив отрицательный ответ, он крайне удивился и сказал, что ему осмеливаются сдавать только ленинские стипендиаты. Естественно, мой рассказ об устройстве торпеды его совершенно не удовлетворил и он перешёл к более простым наукам, а именно к теории вероятностей.
Вопрос звучал так: вероятность попадания ракеты в корабль 0,2. Выпускаем 5 ракет. Какова вероятность уничтожения корабля?
Если вспомнить теорвер, то вероятность эта равна 1 минус 0,8 в 5-й степени,
т.е. 0,67232 (И после этого Дима говорит, что он не отличник!- прим. ред.).
Ознакомившись с результатами моих вычислений, кап-2 усталым и добрым голосом
сказал: "Даже этого не знает. 0,2 умножаем на 5 равно 1. Цель будет уничтожена."
Вот так я узнал, что кроме обычной теории вероятностей существует военно-морская.
2. Электронные цепи и микросхемотехнику нам читал
проф. Соколов. У него была
ужасная дикция и, кроме того, он великолепно знал свой предмет.
Вследствии этого лекции его были ужасны и состояли из постановки
проблемы, замечания "ну это элементарно", и готового результата
решения. Многие студенты даже
записывали "ну это элементарно" в конспекты.
На экзаменах он позволял пользоваться абсолютно всем, даже ходить в библиотеку.
Тем не менее, оценки выше трояка были не так уж часты. Впрочем, меньше он тоже
редко ставил.
Во время сдачи я бодро оттарабанил ему только что списанный с чужого конспекта
билет, и каким-то чудом ответил на первый дополнительный вопрос. Ответа на
второй доп. вопрос я не то что не знал, а вообще не понял, о чём это он.
Но рот открыл, звук пошёл, а не знаю как его (звук) модулировать.
И в отчаянии ляпнул: Ну это элементарно! Соколов быстро взглянул на только
что нарисованную схему и смущённо сказал: да, действительно, давайте зачётку.
Вот так я получил пятак по ЭЦиМСТ!
3. Не совсем про экзамены но тоже ничего.
На 3-м курсе нам читали предмет, который до нас у всех назывался ЭРМ -
электрорадиоматериалы. А начиная с нашего курса стали называть МиЭЭТ
- материалы и элементы электронной техники. Естественно его сразу же
назвали миньетом и постепенно произошло словозамещение. Т.е. слово
употреблялось именно как название предмета, а о его первоначальном
смысле практически
никто не вспоминал. Вот понадобилась мне как-то методичка по лабам
и пошел я к Сереге Александрову, который обитал в комнате напротив
вместе с ребятами с более старших курсов. Вошедши в комнату,
обратился к нему с фразой: "Серега, дай методичку по миньету!"
Валявшийся на кровати Серегин сосед в страшных судорогах упал
на пол. Единственное, что
он смог выдавить сквозь смех: "А ты что, без методички не можешь?"
4. Я тут вспомнил еще одну историю с экзаменов. Садитесь, детки, в кружок
и слушайте внимательно.
История о том, что у преподов тоже иногда жизнь не сахар
(Это точно!-прим. ред.). С нами на потоке училась девушка,
посещавшая ВСЕ занятия и, вдобавок, отличавшаяся редкой
невосприимчивостью к точным наукам. Чтоб никого не обижать,
назовем ее, в традициях Стругацких, Полуэктовной. На 4-м или 5-м
курсе сдавали мы микропроцессоры Пузанкову, моя группа и группа
Полуэктовны вместе. Она сидела недалеко от меня и вся процедура
сдачи происходила на моих глазах. Вначале она что-то негромко
ворковала, тыча пальчиком в исписанные листики. Пузанков слушал,
угрюмо уставившись в стол. Минут через 5 отодвинул ее листы
и сказал: "Ладно, оставим это!". Взял чистый лист бумаги,
нарисовал на нем 4 единицы и спросил: Какое это число?
- Тысяча сто одиннадцать,- без запинки ответила Полуэктовна.
Пузанков застыл в опупении примерно на минуту, видимо сраженный
очевидной правильностью ответа,
но потом продолжал упорствовать: Да, конечно, в десятичной
системе счисления это так, но я написал двоичное число и
прошу назвать соответствующее ему десятичное. Полуэктовна
тяжко задумалась, но что-то в ее голове все же сработало и
она сказала: Ах да, это же 16! Пузанков закрыл лицо руками
и просидел в этой позе еще минут 5.
А потом сказал с дрожью в голосе: 15 это, Полуэктовна, 15!
Взял ее зачетку и поставил трояк, видимо боялся не
пережить пересдачи.
Не знаю, что там у вас со сменой караула, но вот вспомнил еще одну историю.
Предметы назывались по разному, в том числе часто неудобопроизносимо.
Поэтому студенты эти названия сокращали, изменяли и т.д. В том числе, называли по
фамилии препода. Я, например, не помня названий математических дисциплин,
помню, что по Белопольскому у меня был трояк, а по Левиту - хор. В связи с
этим- замечательный диалог двух студентов на кафедре ВТ.
Бодрый вопрос: У нас сейчас Паскаль !?
И унылый ответ: Нет, Хвощ...
В четверке на 3-м этаже в 84-й комнате жил-был Юра (фамилию помню, но не скажу).
А был этот Юра из города Ровно и занимался некогда дзю-до, каковые две вещи важны
для дальнейшего повествования. А был он, кроме того, большим патриотом своего
города, и, о каком бы местечке не заходил разговор, всегда выходило, что в городе
Ровно этого больше и лучше. Были там хайвеи и автобаны, залитые огнями стриты,
небоскребы из стекла и стали; куда там ньюйоркам и лосанжелесам. Были там дворцы
и музеи; куда там питерам и дрезденам. И крыть-то было нечем, потому что никто
в этом Ровно не бывал и, что странно, не слышал о таком. Истина открылась неожиданно
и при помощи самого Юрия, как артефакт его полупьяного трепа. Будучи выпускником
средней школы, Юрий в вечернее время посетил танцплощадку упомянутого мегаполиса,
где группа хулиганов (естественно!) обижала девушку, а Юрий (естественно!) попросил
их прекратить, используя личное мужество и приемы дзю-до. Группа была рассеяна,
но кто-то сбегал за подкреплением, каковое подкрепление было отлуплено Юрием теми
же методами и с тем же блеском. Поскольку дело приобретало нешуточный оборот,
для усмирения была привлечена милиция. Но что такое милиция против дзю-до в Юриных
руках. И она отступила. Для ликвидации стихийного бедствия были подняты солдаты
близлежащей военной части. (Я думаю вся Западная группа войск была приведена в
боевую готовность. - Прим. авт.) Советской Армии Юра противостоять не смог или
не захотел и пустился удирать по ЦЕНТРАЛЬНОМУ проспекту города. Дальше
его слова: Чувствую, ща догонят! А я РАЗ В КУКУРУЗУ и хрен они меня поймали...
Будучи молодым специалистом был я командирован в город Винницу на ПО Терминал,
о каковом знал только то, что расположено оно на улице 600-риччя (600-летия).
Выйдя на вокзале, спросил местную тетушку: - Как проехать на улицу 600-риччя?
- Та?.. Я знаю?.. Може на пьятерке?.. - А не знаете в честь 600-летия чего названа
улица? - Та?.. Я знаю?.. Може Побьеды?..